Меню Перейти к содержимому Башенный кран
Это поворотная грузоподъемная машина стрелкового типа, доля которой в парке современного передвижного оборудования достигает 18%. Согласно истории, первый башенный кран спроектировал инженер Юлиус Вольф, в 1913 году. Предложенная им модель в 1928-м была оснащена балочной стрелой, позже доработана и в 1952-м — еще и поворотной.Конструкция этих машин постоянно улучшалась в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.
Назначение башенного крана — обеспечивать производительность погрузочно-разгрузочных операций на полигонах и строительных площадках, складах различной площади. И со временем эти задачи нужно было решать быстрее и безопаснее, при все увеличивающихся весах.
Вот устройство башенных кранов и улучшалось: например, в СССР к 1960 году их надежность была повышена на 50% (по сравнению с первой советской моделью, появившейся в 1936 году). И если до Второй Мировой они выпускались неспециализированно, то после их стали производить отдельные заводы. К 1960 году таких предприятий стало 28. А к 1980 году машины V-VI размерных групп, например, КБ-504 или КБ-675 уже отличались рабочей высотой до 150-180 м и максимально возможной грузоподъемностью до 40-50 т (по сравнению с 30 м и 1,5 т первых моделей).
Устройство башенного крана и принцип его работы
У любой современной модели есть пятерка ключевых составных частей:
- Башня — верхне- или нижнеповоротная телескопическая или решетчатая трубчатая конструкция. В современных моделях может быть наращиваемого или подращиваемого типа, складываться (демонтаж производится прямо на объекте) или не разбираться.
- Рабочая стрела — конструкция подъемного, балочного или шарнирно-сочлененного типа, оснащенная грузовой тележкой, сделанная из труб, либо уголков, либо профилей. Выделяют два ее типа — молотовидный и подвесной.
- Опорная часть — несущая на себе все вертикальные и опрокидывающие нагрузки, поэтому к ее надежности предъявляются повышенные требования.
- Ходовое устройство — механизм, обеспечивающий перемещение и повороты башенного крана. На практике это рельсовая или, реже, шагающая конструкция.
- Кабина управления — рабочее пространство для оператора, отдающего команды.
С помощью 3 типов механизмов — можно выделить блоки, лебедки, полиспасты — выполняются основные операции: в общем случае они сводятся к передвижению и поворотам башенного крана, к вертикальной работе, то есть к подъему и опусканию стрелы, а также к горизонтальной — изменению ее вылета, либо перемещению грузовой тележки. Оператор из кабины отдает соответствующие команды.
Так, для поворота ОПУ (опорно-поворотное устройство) передает на ходовую раму (неподвижная часть) определенные вертикальные и опрокидывающие нагрузки. Груз захватывает крюковая обойма, закрепленная на канате, и при помощи лебедки выполняется его перемещение вверх-вниз, до рабочей высоты. Вылет стрелы тоже просто регулируется — ее опусканием и подъемом, а также перемещением грузовой тележки вдоль нее.
Классификация башенных кранов
Все многообразие современных моделей разделяют на 3 группы.
По назначению:
- Общего назначения — для решения гражданских и общепромышленных задач, чаще всего, строительства;
- Специальные — для эффективного проведения работ повышенной сложности;
- Высотные (самоподъемные, ползучие, приставные) — для задач, решаемых на большой высоте;
- Погрузчики — востребованы при высокопроизводительной работе, обычно актуальны на крупных складах.
По возможности перемещения:
- Стационарные — могут быть универсальными или приставными;
- Передвижные — могут быть прицепными или самоходными;
- Самоподъемные — монтируемые прямо сверху возводимого объекта.
По типу ходового устройства:
- На гусеницах
- На пневмоколесах
- На рельсах
- На шасси
- Шагающие
- Автомобильные
Также нужно отметить, что по своим конструктивным особенностям актуальные сегодня линейки башенных кранов могут быть классическими, безоголовочными и быстромонтируемыми.
Классификация достаточно обширна, поэтому в отношении всех моделей проводится индексация. Башенные краны, в зависимости от их роли и исполнения, маркируются по группам. Причем с таким расчетом, что внутри каждой — похожие сборочные единицы, общие принципиальные схемы, унифицированные или даже аналогичные блок-модули. Таким образом почти каждая характеристика башенного крана, независимо от его производителя, заранее определена, что облегчает его выбор, эксплуатацию и ремонт.
Грузоподъемное оборудование
- Главная
- Классификация башенных кранов
- Кран-балка
- Тали ручные
- Тельферы канатные
- Крановые тележки
Типы кранов
- Козловые краны
- Мостовой кран
- Кабельные краны
- Портальные краны
- Стреловые краны
- Крановые тележки
- Железнодорожные краны
- Консольные краны
Кран ©, 2015-2016 Все права защищены